Правительство Нижегородской области наделило НОФ полномочиями единственного поставщика лекарств и медизделий для обеспечения госзаказа в регионе в 2014 году. На это решение обратило внимание местное управление ФАС, признавшее его ограничивающим конкуренцию и добившееся его отмены.
В 2016 году статус единственного поставщика был возвращен НОФ через принятие регионального закона. Управление ФАС попыталось отменить и этот документ. Раунд противостояния завершился в Верховном суде, который принял сторону региональных властей. В последовавшей череде судебных разбирательств очередной промежуточный итог 18 октября 2018 года подвел областной арбитраж, который подтвердил законность предписания УФАС.
Заксобрание Нижегородской области в свою очередь обжаловало решение арбитража в апелляции: 14 февраля 2019 года 1-й арбитражный апелляционный суд признал доводы регионального парламента достаточными и отменил предписание УФАС. Оспариваемая модель единственного поставщика лекарств и медизделий по госзаказу работает в Нижегородской области почти с 2005 года, это дает 14-процентную экономию бюджетных средств, отметили в местном Минздраве.
Мнение антимонопольной службы иное: особый статус НОФ влечет за собой завышение цены для конечного покупателя и приводит к необоснованной концентрации товарного рынка. Тем не менее модель осуществления профильных закупок через единственного поставщика использовали и в других регионах, например, в Чувашии, Архангельской области.